Первое, что необходимо запомнить каждому фотографу — тень не менее важна для фотографии, чем свет. Именно гармония двух этих элементов и характеризует хороший кадр, ведь без тени картинка станет плоской и неполной. Однако в отдельных случаях тень может становиться ключевым элементом композиции, а все, потому что она обладает гораздо большим потенциалом, чем любой снимаемый объект. Уделив немного внимания этому явлению можно получить действительно необычные фотографии, существенно выделяющиеся среди сотен творений других авторов.
Тень — это, прежде всего, объем и глубина кадра, но так же она способна стать самым настоящим украшением фото. Именно поэтому переоценить значение тени в фотографии просто невозможно. Сила этого элемента настолько велика, что даже кадрированная фотография будет иметь невероятную художественную ценность. Высшим мастерством считается умение сочетать предмет съемки и его тень в одном кадре.
Съемка тени, как отдельное направление в искусстве
Осознав потенциал тени, некоторым авторам удалось создать целые серии работ, приоткрывающих завесу тайны этого явления. Так, например, японка Куми Ямашита создает настоящие теневые шедевры, умело сочетая в кадре геометрические объекты и их тени. Другому автору, Диту Вигману, и вовсе удалось завоевать титул короля светотени. В своих творениях, при помощи рукотворных гор мусора и правильно направленного луча света он воссоздает на поверхностях образы знаменитых людей и легендарных объектов.
Но, даже не имея такого сильного творческого взгляда можно создать не менее потрясающие снимки, фотографируя тень привычных всем объектов: деревьев, домов или людей. Главной задачей станет переключить свое внимание на рисунок тени, стараясь игнорировать ее окружение.
Основы съемки теневых рисунков
Приступая к экспериментальной съемки тени, прежде всего, необходимо подготовиться. Необходимо помнить, что искусственные источники света в этом деле не помощники, а значит, о наличии вспышки можно даже не беспокоиться. Съемка в автоматическом и полуавтоматическом режиме так же не принесет больших результатов. Тень — субпродукт композиции, и фокусировка автоматики просто убьет всю ее прелесть.
К счастью, творчески открытым и опытным фотографам удалось сформулировать несколько простых правил применяемых при съемке теней:
- Съемка в ручном режиме. Как известно многим, съемка в ручном режиме предоставляет фотографу полный доступ ко всем настройкам будущего кадра, тем самым позволяя максимально сильно влиять на процесс создания фотографии;
- Экспокоррекция. При помощи этой настройки достаточно просто регулировать насыщенность теней. Немного снизив ее значение можно добиться более контрастных и выразительных теней;
- Блокировка экспозиции. Данная опция поможет избежать нежелательного осветления теневого рисунка. Достаточно зафиксировать экспозицию на ярком участке кадра и камера не будет автоматически бороться с тенью в центе композиции;
- Брекетинг экспозиции. Функция позволяющая создать сразу несколько фото с различными значениями экспозиции. Идеальное решение для авторов теневых фото.